Резолюция: в 75 странах законодательство, направленное против ЛГБТКИ (лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, гомосексуалистов и интерсексуалов) ограничивает право на свободу выражения
Группа делегатов Международного ПЕН-клуба собралась на своем 81-м Всемирном конгрессе в Квебеке, провинция Квебек, Канада, проходившем с 13 по 16 октября 2015 года
В октябре 2014 года на своем 80-м конгрессе в Бишкеке (Киргизия) делегаты Международного ПЕН-клуба отметили пагубное влияние законодательства, направленного против ЛГБТКИ, на свободу выражения. Так, в своей резолюции, ставшей поворотным пунктом, они отметили, что за последние годы в нескольких странах введена уголовная ответственность за обсуждение того, что они описывают как нетрадиционные сексуальные отношения.
По состоянию на октябрь 2015 года уголовная ответственность за действия гомосексуального характера введена в 75 странах мира, причем в десяти из них они наказываются смертной казнью. Из-за риска преследования ЛГБТКИ вынуждены заниматься самоцензурой в отношении своей идентичности.
Несмотря на некоторые проблески надежды, такие как декриминализация однополых отношений в Мозамбике в июле 2015 года и отмена Верховным судом Кении в апреле 2015 года запрета регистрации организаций ЛГБТКИ, во многих странах и регионах сохраняются очень тревожные тенденции цензуры и репрессий (см. заявление PEN в приложении к данной резолюции).
В августе 2015 года в Одессе (Украина) запретили «Парад гордости». В июне 2015 года в Киеве, а в июле 2015 года в Иерусалиме полиция не смогла обеспечить надлежащую защиту во время «Парадов гордости», что привело к травмам, а в Иерусалиме даже к смерти участника.
Дискриминирующие законы и нормы отрицают права всех людей на свободу выражения, ассоциаций и мирного собрания, что противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах. Эти законы санкционируют насилие, вымогательство, вызывающую опасение дискриминацию и другие тяжкие нарушения прав человека. Тревожит то, что в тех случаях, когда в результате имеет место насилие, эти законы не дают людям возможности высказаться против него. Как следствие, писатели-ЛГБТКИ продолжают обращаться с просьбами помочь им выехать за рубеж, в безопасные места проживания, что отражает продолжающееся преследование у них на родине.
Группа делегатов Международного ПЕН-клуба:
- требует, чтобы все государства, которые приняли законы или внесли законопроекты, запрещающие свободное обсуждение сообществ ЛГБТКИ и их представителей, такие как Алжир, Беларусь, Исламская Республика Иран, Киргизия, Литва, Малайзия, Нигерия, Российская Федерация и Саудовская Аравия, изменили, отменили или отклонили эти запреты;
- осуждает принятие законов и норм, которые запрещают распространение информации о сексуальной ориентации и гендерной идентичности;
- требует, чтобы всем лицам, осужденным за преступления в соответствии с такими законами, отменили приговоры и сняли судимость, возместили выплаченные штрафы, а также выплатили компенсацию за нарушение их прав человека;
- требует, чтобы правительства всех государств в соответствии со своими обязательствами по международному законодательству о правах человека подтвердили свою приверженность уважению и защите прав всех людей, включая ЛГБТКИ, на свободу выражения, ассоциаций и мирного собрания;
- настаивает на доскональном расследовании всех нападений на ЛГБТКИ и убийств ЛГБТКИ, привлечении виновных к ответственности, а также компенсации ущерба и, в соответствующих случаях, государства должны принять меры для устранения коренных причин такого насилия;
- решительно поддерживает резолюцию Совета по правам человека ООН по борьбе с насилием и дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности (L.27/Ред.1), принятую 26 сентября 2014 года, а также настаивает на том, чтобы Совет сохранял в числе приоритетных этот критически важный для прав человека вопрос.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАЯВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕН-КЛУБА ПО МИРОВЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ НАРУШЕНИЯ СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЛГБТКИ
ОКТЯБРЬ 2015 ГОДА
Международный ПЕН-клуб глубоко обеспокоен тенденциями цензуры и репрессий против ЛГБТКИ во всех регионах мира, хотя и признает некоторые положительные сдвиги, такие как декриминализация однополых отношений в Мозамбике в июле 2015 года и отмена запрета регистрации организаций ЛГБТКИ Верховным судом Кении в апреле 2015 года.
Действия гомосексуального характера объявлены преступлениями по закону в 75 странах мира, причем в десяти странах за них предусмотрена смертная казнь. В Иране консенсуальные (основанные на согласии сторон) действия гомосексуального характера не только запрещены и могут наказываться смертной казнью, но лиц, чье поведение или одежду могут посчитать несоответствующими официально санкционированным гендерным стереотипам, могут подвергнуть произвольному аресту, тюремному заключению, а также телесным наказаниям, пыткам и иным формам жестокого обращения. В 2014 году в Саудовской Аравии мужчину приговорили к трем годам тюрьмы и 450 ударам плетью по обвинению в «продвижении порока и практики гомосексуальности» за организацию свиданий с другими мужчинами в Твиттере.
В Малайзии была введена уголовная ответственность за содомию, которая наказывается тюремным заключением и даже ударами плетью. В феврале 2014 года лидера оппозиции Анвара Ибрагима на основании этого закона приговорили к пяти годам тюремного заключения. Суд над ним многие международные обозреватели и неправительственные организации признали политически мотивированным и имеющим целью положить конец его политической деятельности. Еще один закон запрещает мужчинам «выдавать себя за женщин». В июне 2015 года на основании этого закона было осуждено девять женщин-трансгендеров; двух из них приговорили к тюремному заключению. Приговор обжалован.
Уголовная ответственность за однополые отношения также сохраняется как минимум в 11 латиноамериканских странах (все они находятся в Карибском бассейне). Как и в случае с работниками СМИ, безнаказанность за жестокие нападения на ЛГБТКИ процветает в Латинской Америке. Межамериканская комиссия по правам человека неоднократно выражала озабоченность в связи с ситуацией с насилием и дискриминацией в отношении ЛГБТКИ, а также тех, кого воспринимают как ЛГБТКИ в латиноамериканских странах, и призывала государства-членов ОАГ «принять меры для предотвращения, расследования, наказания и предоставления компенсаций в связи с этими актами насилия, включая меры, направленные на устранение предпосылок, которые приводят к такому насилию».
Законы «о противодействии пропаганде» пытаются лишить голоса ЛГБТКИ и их сторонников, отказывая им в праве на свободу выражения своей сексуальной ориентации и гендерной идентичности, а также ограничивают их право на передачу и получение информации о вопросах сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Под предлогом защиты «общественной морали» или «традиционных ценностей» такие законы о противодействии пропаганде приняли в двух государствах: Литве (2010 г.) и Российской Федерации (2013 г.).
В Литве на основе российского национального законодательства в 2010 году был принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма в форме поправки к действующему закону о защите несовершеннолетних. Этот закон запрещает «пропаганду иных сексуальных отношений или понятий заключения брака и создания семьи, чем те, которые установлены в Конституции или в Гражданском кодексе». В 2014 году на основании этого закона в Литве была запрещена детская книга сказок, в которых рассказывалось об однополых парах.
В июне 2013 года Государственная Дума Российской Федерации, невзирая на международную критику, приняла так называемый «закон о запрете пропаганды гомосексуализма», который запрещает «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» и вводит уголовную ответственность за нее. Оформленное как общий закон, защищающий общественную мораль, это законодательство, копирующее более ранние внутригосударственные законы, запрещает любую деятельность, которую можно истолковать как пропаганду положительного или нейтрального имиджа однополых отношений или «пропаганду отрицания традиционных семейных ценностей среди несовершеннолетних». Закон также запрещает любое отображение гетеросексуальной семьи, которое может быть воспринято как негативное, а также устанавливает административные наказания в форме штрафов, приостановления деятельности юридических лиц и депортации иностранных граждан.
Закон против «пропаганды гомосексуализма», аналогичный российскому, но с более широкой сферой применения, уже рассматривается во втором чтении в парламенте Киргизии. Это несмотря на то, что делегация Международного ПЕН-клуба в октябре 2014 года провела встречу на высоком уровне с правительством и призвала его отклонить этот законопроект. Предложенные поправки к Уголовному кодексу, Кодексу административной ответственности, закону «О мирных собраниях» и закону «О СМИ», предусматривающие штрафы и тюремное заключение, запретят любую положительную дискуссию о разных сексуальных ориентациях и гендерной идентификации на публичной арене. Это будет преградой для любого положительного освещения в СМИ вопросов, касающихся ЛГБТКИ, и аналогичная цензура будет, вероятно, введена в области образования и здравоохранения. Вызывает глубокое беспокойство то, что рассмотрение данного законопроекта продолжается с целью принятия его в качестве закона, а активисты уже сообщают о росте числа нападений на ЛГБТКИ и их организации.
Российский закон теперь действует на оккупированной украинской территории в Крыму. Сообщается, что аналогичное законодательство рассматривает парламент Беларуси. К сожалению, данный закон стал привлекательной моделью в странах бывшего СССР, несколько из которых рассматривают возможность принятия таких законов. В мае 2015 года Конституционный суд Казахстана, не привлекая всеобщего внимания, отклонил законопроект, который запрещал «пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации среди несовершеннолетних» на основании нечеткости формулировок. Проект закона был принят в парламенте Казахстана в феврале 2015 года. В Молдове также признали неконституционным аналогичное законодательство, в то время как в Армении, Латвии и на Украине такие законопроекты были отозваны до принятия.
В Нигерии сообщество ЛГБТКИ тоже стало мишенью Закона о (запрете) однополых браков. В этом явно дискриминационном законодательстве, которое вступило в силу в начале 2014 года, не только предусматривается тюремное заключение сроком до 14 лет за вступление в однополый брачный договор или гражданский союз, но и вводится уголовная ответственность за регистрацию гей-клубов или организаций, а также управление ими, участие в их деятельности и оказание им поддержки, за что предусмотрено тюремное заключение сроком до 10 лет. Однополые отношения в этой стране уже были вне закона. Как и в России, активисты сообщали о росте числа нападений на ЛГБТКИ после принятия этого закона.
Другие государства используют положения об «общественной благопристойности» и прочие положения, чтобы объявить противозаконной свободу выражения ЛГБТКИ. В Алжире публикация текстов, изображений, знаков, рисунков и фотографий, «противоречащих общественной благопристойности» (что распространяется на однополые отношения), на основании статьи 333 Уголовного кодекса карается штрафом и тюремным заключением.
Ограничения накладываются также на тех, кто хочет выразить свою идентичность в публичных демонстрациях. Например, в Турции в июне 2015 года полиция по охране общественного порядка разогнала «Парад гордости» в Стамбуле с применением резиновых пуль, водометов и слезоточивого газа, заявив, что демонстрация проводилась без разрешения, хотя «Парад гордости» проводится в Стамбуле каждый год уже более десяти лет.
В Москве было отказано в разрешении на проведение парада уже десятый год подряд. В августе 2015 года в Одессе, Украина, запретили четырехдневное гей-мероприятие. В июне и июле 2015 года соответственно полиция в Киеве и Иерусалиме не смогла обеспечить адекватную защиту во время «Парадов гордости», и это привело к травмам, а в Иерусалиме даже к смерти участника.
Гомофобия чиновников также приводила к цензуре и ограничению свободы выражения. Например, в Италии новоизбранный мэр Венеции в августе 2015 года заявил, что в «его» городе «Парады гордости» будут запрещены. В июле он приказал изъять около 50 детских книг, в том числе таких, в которых упоминались однополые родители, из яслей и детских садов. Хотя большинство из них было впоследствии возвращено, две книги, в которых рассказывается о нетрадиционных семьях, остаются запрещенными.
Даже когда нет законов, запрещающих гомосексуальные действия или обсуждение вопросов ЛГБТКИ, общественное давление может повлиять на свободу выражения людей, заставляя их наносить вред самим себе, в том числе совершать самоубийство. Например, в декабре 2014 года 17-летняя девушка-трансгендер Лила Алкорн из штата Огайо, США, покончила жизнь самоубийством после того, как ее родители запретили ей жить как женщине.